Резюме
- Специализация компании на операционном лизинге грузовых железнодорожных вагонов обусловливает низкую диверсификацию бизнеса, которая балансируется устойчивыми рыночными позициями.
- Умеренная достаточность капитала сочетается с высокими показателями рентабельности.
- Показатели долговой нагрузки и обслуживания долга оцениваются как приемлемые.
- Адекватной системе управления сопутствуют низкие акционерные риски.
- В среднесрочной перспективе бизнес-модель компании устойчива к негативному влиянию спада экономической активности.
Структура БОСК
Информация о рейтингуемом лице
ООО «Брансвик Рейл» — одна из ведущих частных компаний, специализирующихся на операционном лизинге железнодорожных грузовых вагонов. Суммарный парк компании на 31.03.2020 г. насчитывает около 40 тыс. вагонов. Текущий ремонт и обслуживание вагонов осуществляются через сервисные компании. Ключевым бенефициаром «Брансвик Рейл» является Илья Беляев.
«Брансвик Рейл» — основной актив группы компаний, консолидированных на уровне кипрской BRG Holding Limited.
Обоснование рейтингового действия
Факторы, определяющие уровень БОСК: bbb-
Средние рыночные позиции при высокой концентрации бизнеса
«Брансвик Рейл» — средняя лизинговая компания по размеру профильных активов, при этом занимающая достаточно сильные позиции в сегменте операционного лизинга железнодорожных вагонов, является одним из крупнейших держателей вагонного парка в России. В качестве позитивного фактора НКР отмечает длительный опыт работы компании в сегменте операционного лизинга железнодорожных вагонов и преобладание в её портфеле долгосрочных контрактов с крупными российскими клиентами (промышленные предприятия, в том числе из угле- и нефтедобывающих отраслей). Средняя срочность около 80% договоров аренды составляет более трёх лет, предусмотрены существенные штрафные санкции за досрочное расторжение, что поддерживает стабильность лизингового портфеля. Цены аренды «Брансвик Рейл» ниже средних по стране, что делает компанию конкурентоспособной в существующих условиях.
Специфика бизнеса компании обусловливает низкий уровень диверсификации: модифицированный индекс Херфиндаля — Хиршмана равен 0,9, что соответствует минимальной оценке данного показателя по методологии НКР. Вместе с тем лизинговый портфель в достаточной степени диверсифицирован по типам грузовых вагонов для различных сегментов экономики (полувагоны, платформы и цистерны). Для «Брансвик Рейл» также характерна низкая диверсификация активов по клиентам: всего у компании менее 30 арендаторов, причём на топ-5 лизингополучателей приходится около 86% лизинговых платежей. Одновременно с этим кредитное качество крупнейших арендаторов компании оценивается НКР как среднее либо высокое.
Устойчивый финансовый профиль
Основной показатель финансового профиля — достаточность собственного капитала, рассчитанная по методологии НКР, — находится на приемлемом уровне. По итогам 2019 года он составил 12%, что существенно выше результатов 2018 года (2%), обусловленных низким остатком собственных средств и существенной величиной непокрытых убытков. По итогам 2020 года НКР прогнозирует снижение данного показателя до 5%, что связано с получением кредита в I квартале 2020 года в размере 31 млрд руб. на приобретение нового парка нефтяных цистерн.
НКР отмечает высокий уровень рентабельности по чистой прибыли: по итогам 2019 года показатель составил 11%, и агентство прогнозирует, что по итогам 2020 года величина данного показателя не опустится ниже 8%.
Компания демонстрирует приемлемые показатели долговой нагрузки и обслуживания долга (ICR).
По итогам 2019 года скорректированная НКР величина совокупного долга составила 35 млрд руб., показатель покрытия долга денежными потоками (CDR) — 2,7 раза, а ICR — 2,5. Как полагает агентство, показатели могут несколько ухудшиться в 2020 году: покрытие долга составит — до 3,8, ICR — до 1,9, поскольку в марте привлечено дополнительное финансирование для расширения парка нефтяных цистерн. Долговое финансирование лизинговой деятельности (LLR) по итогам 2019 года находилось на приемлемом уровне — 0,8; в 2020 году этот индикатор увеличится до 1,0 в результате приобретения новых цистерн.
Единственным кредитором «Брансвик Рейл» является Банк ВТБ, бо́льшая часть кредитных договоров с которым носит долгосрочный характер. Обязательные финансовые и нефинансовые ковенанты по кредитным договорам на текущий момент исполняются в полном объёме, что позволит компании в случае необходимости привлечь дополнительное финансирование.
Оценка ликвидности учитывает временное её снижение в 2019 году в результате направления бо́льшей части денежных средств (cash) на авансирование приобретения нефтяных цистерн. В частности, уровень покрытия краткосрочных обязательств ликвидными активами на конец 2019 года составлял 8,5% против 33% по итогам 2018 года. По расчётам НКР, уровень ликвидности в 2020 году восстановится и составит около 30%.
Адекватная система управления и низкие акционерные риски
Текущая система управления и качество менеджмента соответствуют целям развития и специфике бизнеса компании. Управление ключевыми рисками оценивается НКР как адекватное с учётом того, что руководство компании долгое время работает в операционном лизинге грузовых железнодорожных вагонов, имеет опыт антикризисного управления. НКР позитивно оценивает успешную реструктуризацию валютных обязательств в 2017 году, тем не менее данный факт учитывается при оценке кредитной истории.
По мнению НКР, текущая бизнес-модель более устойчива к экономическим спадам за счёт долгосрочных контрактов с надёжными арендаторами и к колебаниям валютного курса в силу номинирования обязательств и лизинговых контрактов в рублях.
Акционерные риски признаются низкими.
Результаты применения модификаторов БОСК
По мнению НКР, уровень БОСК в достаточной степени отражает специфику бизнеса и финансовое состояние «Брансвик Рейл». Сравнительный анализ компаний, обладающих схожей специализацией и сопоставимым уровнем собственной кредитоспособности, показал, что корректировка БОСК не требуется.
Стресс-тестирование капитала и ликвидности показало, что последствия текущего спада экономической активности на фоне пандемии COVID-19 не оказывают существенного влияния на БОСК компании на среднесрочном горизонте, учитывая особенности операционной модели бизнеса. В рамках стресс-тестирования НКР сделало предположение о снижении лизинговых платежей пропорционально доле краткосрочных контрактов с оставшимся сроком не более 1 года, однако это не привело к существенному сокращению операционных показателей и не оказало влияния на БОСК.
С учётом влияния модификаторов ОСК установлена на уровне bbb-.ru.
Оценка вероятности экстраординарной поддержки
НКР не учитывает вероятность экстраординарной поддержки со стороны ключевого бенефициара.
Кредитный рейтинг «Брансвик Рейл» соответствует ОСК и установлен на уровне BBB-.ru.
Факторы, способные привести к изменению рейтинга
К повышению кредитного рейтинга или улучшению прогноза могут привести заметное улучшение рыночных позиций, существенный рост соотношения ликвидных активов и краткосрочных обязательств, усиление диверсификации фондирования.
К снижению кредитного рейтинга или прогноза могут привести существенное ухудшение рентабельности и капитализации бизнеса, снижение качества лизингового портфеля либо рост досрочных расторжений действующих контрактов, заметное ухудшение позиции по ликвидности.
Регуляторное раскрытие
При присвоении кредитного рейтинга ООО «Брансвик Рейл» использовались Методология присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям и Основные понятия, используемые Обществом с ограниченной ответственностью "Национальные Кредитные Рейтинги" в Методологической и Рейтинговой деятельности. Кредитный рейтинг присвоен по национальной рейтинговой шкале.
Присвоение кредитного рейтинга и определение прогноза по кредитному рейтингу основываются на информации, предоставленной ООО «Брансвик Рейл», а также на данных и материалах, взятых из публичных источников. В ходе рейтингового анализа НКР использовало данные консолидированной отчётности по МСФО, экстраполируя данные группы BRG Holding Limited на ООО «Брансвик Рейл», поскольку на компанию приходится более 90% всех операционных потоков группы.
Фактов и событий, позволяющих усомниться в корректности и достоверности предоставленных данных, зафиксировано не было. Кредитный рейтинг присваивается впервые и является запрошенным, ООО «Брансвик Рейл» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается не позднее календарного года с даты публикации настоящего пресс-релиза.
НКР не оказывало ООО «Брансвик Рейл» дополнительных услуг.
© 2020 ООО «НКР».
Ограничение ответственности
Все материалы, автором которых выступает Общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» (далее — ООО «НКР»), являются интеллектуальной собственностью ООО «НКР» и/или его лицензиаров и защищены законом. Представленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Вся информация о присвоенных ООО «НКР» кредитных рейтингах и/или прогнозах по кредитным рейтингам, предоставленная на сайте ООО «НКР» в сети Интернет, получена ООО «НКР» из источников, которые, по его мнению, являются точными и надёжными. ООО «НКР» не осуществляет проверку представленной информации и не несёт ответственности за достоверность и полноту информации, предоставленной контрагентами или связанными с ними третьими лицами.
ООО «НКР» не несёт ответственности за любые прямые, косвенные, частичные убытки, затраты, расходы, судебные издержки или иного рода убытки или расходы (включая недополученную прибыль) в связи с любым использованием информации, автором которой является ООО «НКР».
Любая информация, являющаяся мнением кредитного рейтингового агентства, включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, является актуальной на момент её публикации, не является гарантией получения прибыли и не служит призывом к действию, должна рассматриваться исключительно как рекомендация для достижения инвестиционных целей.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам отражают мнение ООО «НКР» относительно способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надёжность, финансовая устойчивость) и/или относительно кредитного риска его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов рейтингуемого лица на момент публикации соответствующей информации.
Воспроизведение и распространение информации, автором которой является ООО «НКР», любым способом и в любой форме запрещено, кроме как с предварительного письменного согласия ООО «НКР» и с учётом согласованных им условий. Использование указанной информации в нарушение указанных требований запрещено.
Любая информация, размещённая на сайте ООО «НКР», включая кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам, аналитические обзоры и материалы, методологии, запрещена к изменению, ранжированию.
Содержимое не может быть использовано для каких-либо незаконных или несанкционированных целей или целей, запрещённых законодательством Российской Федерации.
Кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам доступны на официальном сайте ООО «НКР» в сети Интернет.
Ключевые финансовые показатели по МСФО- Базовая ОСК bbb-
- Peer-анализ —
- Стресс-тест —
- ОСК bbb-.ru
- Экстраординарная поддержка —
- Кредитный рейтинг BBB-.ru
- Прогноз стабильный
о рейтингуемом лице: ООО «Брансвик Рейл»